Филогенетическое дерево и его реконструкция

На главную страницу четвертого семестра

They drew long and elaborate family-trees with unnumerable branches.

J.R.R.Tolkien "The Lord of the Rings", Prologue, "Concerning Hobbits".

Исходным материалом для наших упражнений будет дерево, заданное следующей скобочной формулой. Ниже приведено его графическое изображение.

((А:60,В:60):50,(((Е:40,F:40):10,D:50):25,С:75):35);

Из того, что суммы по длинам ветвей для каждого листа одинаковы, мы делаем вывод, что сравнительная степень расхождения одинакова (т.е. если мы принимаем гипотезу молекулярных часов, можно считать, что одинаково время, прошедшее с момента расхождения наших последовательностей). Следует заметить, что т.к. дерево ультраметрично, то оно по умолчанию является укорененным. Далее мы воспользуемся этим.

Табл.1. Здесь мы можем наблюдать изображения внутреннних ветвей нашего дерева, понимаемых как разбиения множества листьев. Последовательности-листья расположенные по одну сторону от ветви (обозначенной цифрой) помечены одинаковым символом (звездочкой или точкой).
A B C D E F
1 * * . . . .
2 * * * * . .
3 * * * . . .
Далее мы получим последовательности, степень расхождения между которыми соответствует исходному дереву. В качестве исходной возьмем последовательность гена frc из генома E.coli K12. Воспользуемся программой msbar. Эта программа предназначена для моделирования эволюции нуклеотидных последовательностей. Моделирование расхождения 2 последовательностей от одного предка осуществляется путем добавления заданного количества замен (все замены считаются равнозначными) в предковую последовательность. Таким образом можно смоделировать любое дерево с известными длинами ветвей. Для того, чтобы подсчитать число замен, приходящееся на переход между точкой A (листом или узлом) и точкой B, воспользуемся следующей формулой.

N=4*n(AB)*L/3*100

Т.е. выраженную в процентах сходства длину ветки AB (n(AB)/100) умножаем на длину гена L и на коэффициент 4/3 (он введен, чтобы получить именно то число замен, которое нам нужно, иначе из-за несовершенства алгоритма msbar, который в каждом четвертом случае меняет нуклеотид на самого себя, считая это заменой, реальное число будет составлять только 75% от нужного). См.предыдущее задание. Мутантные последовательности получены с помощью следующего скрипта.

msbar frc.fasta ab.fasta -count 835 -point 4 -auto

msbar frc.fasta efdc.fasta -count 585 -point 4 -auto

msbar ab.fasta a.fasta -count 1000 -point 4 -auto

msbar ab.fasta b.fasta -count 1000 -point 4 -auto

msbar efdc.fasta efd.fasta -count 415 -point 4 -auto

msbar efdc.fasta c.fasta -count 1250 -point 4 -auto

msbar efd.fasta ef.fasta -count 165 -point 4 -auto

msbar efd.fasta d.fasta -count 830 -point 4 -auto

msbar ef.fasta e.fasta -count 665 -point 4 -auto

msbar ef.fasta f.fasta -count 665 -point 4 -auto

cat a.fasta > mutants.fasta

cat b.fasta >>mutants.fasta

cat c.fasta >>mutants.fasta

cat d.fasta >>mutants.fasta

cat e.fasta >>mutants.fasta

cat f.fasta >>mutants.fasta

Далее полученное выравнивание (а выходной файл именно им и является) используется для построения дерева с помощью 3 алгоритмов: UPGMA, Neighbor-joining и максимального правдоподобия. Первоначально надо построить матрицу расстояний. Это делается с помощью программы fdnadist (параметр соотношения транзиций-трансверсий -ttratio 1). Далее используется программа fneighbor с параметрами по умолчанию для построения дерева алгоритмом Neighbor-joining и с параметром -treetype u для использования алгоритма UPGMA.

IДерево, полученное алгоритмом Neighbor-joining, мспользующим матрицу попарных расстояний. Не совсем такое дерево, как было. Алгоритм не предусматривает молекулярные часы и строит неукорененное дерево. Сущность алгоритма в последовательном объединении объектов по принципу наибольшего сходства. Топология обсуждается ниже.

+--------B                                      
  !                                               
  !                      +---------------------C  
  !                    +-2                        
  !                    ! +----------D             
  1--------------------3                          
  !                    ! +------E                 
  !                    +-4                        
  !                      +-------F                
  !                                               
  +--------------A                                
II Дерево, полученное алгоритмом UPGMA, использующим матрицу попарных расстояний. В отличие от предыдущего, укорененное и ультраметрическое (алгоритм предусматривает молекулярные часы). Оно не отличается по топологии от истинного дерева
        +------a
  +-----3
  !     +------b
--5
  !   +--------c
  +---4
      !    +---d
      +----2
           ! +-e
           +-1
             +-f
III Дерево, полученное алгоритмом максимального правдоподобия (программа fdnaml, параметр -ttratio 1). Что мы знаем про этот алгоритм? Это метод символьно-ориентированный, использующий не матрицу расстояний, а модель эволюции. Он может как содержать, так и не содержать предположение молекулярных часов. В данном случае не содержит, поэтому дерево неультраметрическое и неукорененное. На истинное оно не похоже.
                           +---------D                       
                             |                                 
  +--------------------------1      +---E                      
  |                          |  +---2                          
  |                          +--3   +-------------------------C
  |                             |                              
  |                             +-----F                        
  |                                                            
  4-----B                                                      
  |                                                            
  +---------------A                                            
Табл.2 Сравнение деревьев, построенных разными алгоритмами.

 

A

B

C

D

E

F

Исходное

NJ

UPGMA

Макс. пр.

1

*

*

.

.

.

.

+

+

+

+

2

*

*

*

*

.

.

+

-

+

-

3

*

*

*

.

.

.

+

+

+

-

4

.

.

*

*

.

.

-

+

-

-

5

*

*

.

*

.

.

-

-

-

+

6

*

*

.

*

.

*

-

-

-

+

Таким образом, истинную топологию восстановил только алгоритм UPGMA.

Bootstrap и drawtree

Бутстреп-анализ - это статистическое исследование мутантных последовательностей, подразумевающее создание многих вариантов дерева и нахождение консенсуса между ними. Исходным пунктом является создание многих реплик выравнивания (базы для построения дерева) на основе случайного набора столбцов из исходного выравнивания. Анализ, проведенный с помощью 3 программ пакета EMBOSS: fseqboot (реконструирует бутстреп-реплики выравнивания), fdnaml (создает из каждой реплики по скобочной формуле), fconsense (находит консенсус), привел к следующему дереву.
                                
  +---------------------------D 
  |                             
  |                    +------A 
  |      +-------100.0-|        
  |      |             +------B 
  +------|                      
         |             +------E 
         |      +-33.0-|        
         +-30.0-|      +------C 
                |               
                +-------------F 

Дерево не похоже на реальное, единственная внутренняя ветвь, встречающаяся и в том, и в другом, имеет бутстреп-значение 100, т.е. является абсолютно достоверной. Это ветвь [AB]. Появились 2 внутренние ветви, достоверность которых крайне сомнительна - их значения 33 и 30. Это ветви [CE] и [ABD]. В то же время ветви истинного дерева, не попавшие в бутстреп-реконструкцию, имеют значения 28 и 18 (не намного меньше). Ветвь [EF] получила значение 28, а [ABC] - только 18. Можно предположить, что такие результаты связаны с недостаточностью числа реплик - 100 недостаточно для статистической достоверности.

А как же выглядело исходное дерево? Исходная скобочная формула была визуализирована с помощью программы drawtree. Полученный рисунок неукорененного дерева можно видеть ниже.Это филограмма, дерево, сохраняющее расстояние между объектами.


©Петрова Ирина