На этой странице вы найдете задания первого блока.

  • Задания 1-2 нужно подготовить к занятию 2

Задание 1 (обязательное)

Повторить или выучить
  • названия азотистых оснований, нуклеозидов и нуклеотидов (a,t,g,c,u), включая принцип нумерации атомов.
  • структуру фосфодиэфирной связи,
  • структуру водородных связей в канонических парах,
  • различия в химическом строении ДНК и РНК.
Форма контроля — тест №1 и итоговая контрольная.

Задание 2 (обязательное)

Научиться рисовать нуклеотиды и фрагменты нуклеиновых кислот с помощью программы ChemSketch.

Для работы дома можно взять архив P:/SupplMaterials/ChemSketch/chemsk8_.exe.
Результаты сохранить в файле H:/Term3/Practice1/nucl.sk2.
В работе используйте готовые заготовки (Template > Template Window > DNA/RNA Kit).

Упр.1. Нарисовать на одном листе (1) 2'-дезоксигуанозиндифосфат, (2) 2'-дезокситимидинмонофосфат, (3) уридин, (4) псевдоуридин. Пронумеровать атомы остатков азотистых оснований и сахара. Выделить красным цветом атомы, связанные N-гликозидной связью.
См. подсказки.

Упр.2. На следующей странице воспроизвести изображение фрагмента двухцепочечной ДНК, приведенное в презентации к занятию 1.
См. подсказки.

Форма контроля — итоговая контрольная.


Задание 3 (дополнительное и отчасти исследовательское)

Сопоставить структуру водородных связей в канонических и теоретически возможных неканонических парах.

Для заданного азотистого основания на новом листе нарисовать каноническую пару и все возможные на ваш взгляд неканонические пары. Водородные связи указать пунктирными линиями.
Для упрощения задачи работаем именно с основаниями, и будем считать, что донорами водорода являются группы -NH2 и >NH, а акцепторами водорода атомы О и N, которые не связаны с водородом. При выполнении упражнения полезно помнить, что водородные связи имеют примерно одинаковую длину и геометрию . То же упр., но выполненное с нуклеотидами и/или с рассмотрением возможных таутомеров (Chemsketch может показать варианты), будет оценено на более высокий балл.

Форма контроля — отчет в файле H/Term3/Practice1/pairs.sk2.

Отчет, кроме изображений канонической пары и всех придуманных вами возможных неканонических пар должен содержать текст (Chemsketch это позволяет) с пояснениями, какие пары и почему представляются вам наиболее предпочтительными.
Файл с отчетом нужно представить до 17 сентября.