Учебный сайт Мухалевой Лизаветы | ||||
Главная | Обо мне | Семестры | Скрипты | Ссылки |
Понятие о выравнивании. Построение выравниваний в Jalview       После успешного освоения правил пользования базами данных, мы приступили к изучению понятия "выравнивания". Выравнивание - это расположение друг под другом несколько последовательностей (ДНК, РНК, аминокислотных) с целью обнаружения гомологичных участков. В начале года мы пытались сделать это вручную в Microsoft Office Word, теперь для этого нам рассказали о специальной программе - JalView(сайт разработчика), с помощью которой выполнялись последующие задания.        Для выполнения задания потребовалось множественное выравнивание: загрузить исходное выравнивание (я выбрала aln26_1.fa), проект JalView. Окраску я выбрала ClustalX с параметром консервативности (Above identity threshold ) > 70%.        Для начала были определены вертикальные блоки - части выравнивания, где совпадают аминокислотные последовательности всех белков. Гомологичность выбранных мною белков оказалась высокой, поэтому я выбрала 2 блока, представленных на рисунках 1 и 2. Все рисунки в дальнейшем были получены с помощью JalView. ![]() ![]() Рисунок 1. Первый вертикальный блок выравнивания (позиции №№ 219-237).        Рисунок 2. Второй вертикальный блок выравнивания (позиции №№ 316-333).        Рассмотрим подробнее первый блок выравнивания. Для него были посчитаны параметры, оценивающие гомологичность последовательностей. Результаты представлены в таблице 1. Таблица 1. Таблица параметров, оценивающих гомологичность участка.
       Далее был определён участок, где какие-то последовательности являются гомологичными, а о гомологичности остальных данных нет. Для этого было построено дерево, определяющее сходство последовательностей по времени их расхождения в процессе эволюции (представлено на рисунке 3). Согласно нему, последовательности BRAFL и TRICA имеют самое близкое родство (один из участков гомологии представлен на рисунке 4). ![]() Рисунок 3. Дерево сходства последовательностей. ![]() Рисунок 4. Участок выравнивания (позиции №№ 31-40).        Следующим заданием было рассмотрение близко расположенных вертикальных блоков. На рисунке 5 изображён участок,в который вошли те самые блоки, представленные на рисунках 1 и 2, т.к. между ними 80 позиций, а это входит в диапозон "близости". Рассмотрим участок, начиная с позиции 219 и заканчивая позицией 333, то есть всего 115 позиций. Из них 8 позиций с гэпами, что составляет 6,96% от всего количества. ![]() Рисунок 5. Близко расположенные вертикальные участки(позиции №№ 219-333).        Затем нам было предложено добавить последовательность и выровнять её относительно первого блока. Для этого даже не пришлось двигать добавленную последовательность стрелками - она сразу встала в свою лучшую позицию.
Само выравнивание по ней представлено на рисунке 6.
QYYGEISIGTPPQNFTVVFDTGSSNLWVPSKKCSFTDIACLLHNKYDSSKSSTYKKNGTEFAIQYGSGSLSG FLSQDTVSI-----------GGIKVKNQTFAEATSEPGLTFVAAKFDGILGMAYPSISVDGVTPVFDNMIAQ GLVDEPVFSFYLNRDPSAEPGGELILGGTDPKYYKGDFTYVPVTRKAYWQFKMDGVSVG-ES----A---GL TLCKNGCQAIADTGTSLIAGPSDEIEKLQKAIGAKPLIGGEYMVDCSKIPSLPTISFVIGGKSFSLTGEDYV LKVSQM--GKTICLSGFMGLDIPPPAGPLWILGDVFIGKYYTVFDRGN----NRVGFAKA        С помощью данного сервиса было создано лого данного выравнивания - графическое отображение консенсусной последовательности (представлено на рисунке 7). ![]() Рисунок 6. Выравнивание новой последовательности относительно первого вертикального блока. ![]() Рисунок 7. Лого консенсусной последовательности.        Последним заданием было выравнивание негомологичных последовательностей. Для этого нужно было выбрать 5 последовательностей других студентов (мой выбор пал на Сашу Погорельскую, Ваню Кузнецова, Алину Софронову, Ирину Хвень и Ярослава Лозинского),извлечь их из базы данных с помощью JalView (File -> Fetch sequences) и выровнять с помощью сервиса MUSCLE. В итоге получилось выравнивание, которое можно скачать по этой ссылке.
![]() ![]() Рисунок 8. Первый вертикальный блок выравнивания (позиции №№ 38-43).        Рисунок 9. Второй вертикальный блок выравнивания (позиции №№ 239-247).        Проект данного практикума можно скачать по этой ссылке. |
||||||||||||||||||||||||||||
© Mukhaleva Elizaveta, FBB MSU, 2013 Дата последнего изменения: 14.04.2014 |